Этапы речевого развития ребенка от о до 7 лет

#Развитие речи
Сегодня мы поговорим об этапах речевого развития ребёнка в возрасте от 0 до 7лет 👶🏻
Принято считать 4 этапа в становлении речи детей:
✅ 1этап – подготовительный (с момента рождения до 1 года). В этот период происходит подготовка к овладению речи.
- В 2 -3 месяца появляются звуки («э-э-э», «а-а-а», «о-о-о»), гуление, «воркование»
- К 3-4 месяцам - целые перетекания одного звука в другой - «о-о-а-а-у-у».
- В 4-5 месяцев малыш слышит окружающие звуки, видит у окружающих его людей артикуляционные движения губ и пытается подражать. Взрослые наблюдают появление случайного лепета, ритмичного гуления, соединение гласных с некоторыми согласными звуками – «гу-гу-гу», «бу-бу-бу
- С 5-6 месяцев путём подражания ребёнок произносит отдельные слоги
- К 7-8 месяцам у ребёнка частое повторение лепета, малыш начинает понимать смысл некоторых слов, появляются смысловые паузы (ребенок что-то пролепетал и замолк, ожидая ответа взрослого).
- В 9-10 месяцев возможно появление первых облегченных слов «ба-ба», «ма - ма», у малыша усложняется лепет.
- К 11-12 месяцам увеличивается количество облегченных слов, смысловое наполнение слов и слогов (одно слово или слог могут иметь несколько совершенно разных значений). Малыш начинает понимать более 20 слов, произносит 5-10 облегченных слов, у него усовершенствуется подражание
✅2этап – преддошкольный (от 2 лет до 3 лет), становление активной речи малыша. Первые слова или звукосочетания ребёнка одновременно могут означать и предмет, и просьбу, и чувства. Например, слово КАША обозначает - ВОТ КАША, ДАЙ КАШУ, ГОРЯЧАЯ КАША;
С 1,5 лет слово ребёнка приобретает обобщённый характер. В активном словаре идёт накопление всё новых и новых слов, количество которых к 1,6 месяцам составляет 10 – 15 слов. За период второго года жизни словарный запас активно расширяется – 300 слов.
К концу 3 года у ребёнка формируется грамматический строй речи; появляются элементы согласования; словарный запас увеличивается до 1000
✅ 3 этап – дошкольный (от 3 до 7 лет)-развивается навык слухового контроля за собственным произношением звуков, т.е. формируется фонематическое восприятие. Увеличивается словарный запас и к 4 – 6 годам он достигает 3000 – 4000.
- 3-4 года – простые предложения, после 4лет -сложные предложения, с 5 лет ребёнок свободно использует в речи сложносочиненные и сложноподчинённые предложения; высказывания напоминают короткий рассказ.
У ребёнка улучшается фонематическое восприятие: он дифференцирует гласные и согласные звуки; мягкие и твёрдые согласные, шипящие и свистящие; Р и Л. К 5 годам заканчивается формирование правильного звукопроизношения и ребёнок начинает говорить чисто.
✅ 4 этап – школьный (от 7 до 17 лет). Это этап сознательного усвоения речи. Ребёнок в 7 лет полностью овладевает звуко – буквенным анализом; усваивает грамматические правила построения высказывания. Появляется новый вид речи – письменная речь. Разумеется, представленные этапы не могут иметь строгих и чётких границ. Каждый из них плавно переходит в следующий.